Самое популярное:

Заставка_Что-_Где-_Когда-_2013

4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день в эфир вышел первый выпуск передачи. Правила игры в первые годы существенно отличались от нынешних.

Давайте посмотрим, как менялись эти правила.

1975 год. В первой передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа. По сути это был поиск формы игры.

1976 год. Второй выпуск вышел в уже следующем году. В записи той передачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.

В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока. В игре появляется минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.

В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. В игре появляется первая музыкальная пауза. У команды клуба появились тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могут брать тайм-аут, могут производить замены отдельных игроков или всей шестерки.

1982 год. Введены новые правила:
Игра продолжается до шести очков.
Всю игру играет одна команда знатоков.
Если знатоки выигрывают, они продолжают участие в играх сезона.
Если знатоки проигрывают, они уступают место в клубе новичкам.
Один раз за игру шестерка знатоков может попросить помощь клуба и взять тайм-аут.
В составе клуба 36 человек — 6 шестерок. Перед началом каждой игры проводится жеребьевка: волчок выбирает капитана, команда которого будет играть.

1983 год. Изменения: знатоки играют тройками. Две тройки играют, одна тройка — в креслах запасных. Возможна замена всей тройки или одного-двух игроков. Состав команды меняется по усмотрению капитана. Некоторые из заявленных на игру знатоков так и остаются «запасными» и не участвуют в игре. Новое правило: знатоки могут отказаться от минуты обсуждения и использовать сэкономленную минуту в любом другом раунде.

1984 год. Игрокам во время минуты обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: БСЭ, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарем, Географическим энциклопедическим словарем, Физическим энциклопедическим словарем, Химическим энциклопедическим словарем, Советским энциклопедическим словарем.
Появилась скамья штрафников — на неё отправляется игрок, давший неверный ответ. Штрафники возвращаются за игровой стол после первого выигранного знатоками очка.
Знатоки играют шестерками. Исключение: матч-реванш и финальная игра.

1985 год. В каждой игре участвует не одна шестерка, а весь клуб — шесть шестерок знатоков. Это изменение введено по просьбе знатоков.
Смена команд происходит по принципу: выиграл — продолжай игру; проиграл — уступи место другой команде.
Команды меняются по жребию: в секторах на игровом столе — перевернутые игровые билеты капитанов. Если знатоки проигрывают раунд, игровой билет переворачивается и выясняется, какая шестерка придет на смену.

1986 год. В каждой игре участвует одна шестерка знатоков.
Первые блицтурниры.
Символы музыкальной паузы исчезают из игровых секторов. Скрипичные ключи теперь находятся у капитанов команд, музыкальные паузы команды берут по своему усмотрению.

1991 год. Основные правила игры не изменились:

  • Играет одна шестерка знатоков.
  • Игра идет до шести очков.
  • Проигравшая команда теряет свое место в клубе.

Зимой 1991 года на игровом столе впервые появились деньги — интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино, а ведущий стал называться крупье. Если знатоки отвечают на вопрос — деньги уходят в банк команды, если не отвечают — деньги получает телезритель. А тот, кто возьмет последнее шестое очко (команда или телезритель), получает всю сумму, оставшуюся на игровом столе.
Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба. Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.

1992 год.
В игре появляется сектор «Зеро». В этом раунде — свободная ставка, каждый платит за себя сам: и знатоки, и автор вопроса. При счете 6:5 в пользу телезрителей команда имеет право сыграть ва-банк на всю выигранную сумму, чтобы получить возможность сохранить свое место в клубе.

2000 год.
В сентябре-октябре 2000 года в клубе состоялась «экспериментальная» серия игр. В борьбу между телезрителями и знатоками включилась еще одна команда — команда пользователей сети Интернет.

С тех пор основные правила игры принципиально не менялись.

Про волчок

Как уже было сказано выше, в самой первой игре волчок выбирал не вопрос телезрителя, а игрока, который должен был отвечать на вопрос. А крутил волчок первый ведущий игры — Александр Масляков. Потом волчок стали крутить знатоки, но детская игрушка не выдерживала взрослой нервозности. Теперь волчок крутит только один человек — распорядитель зала. Кстати, волчок «Скачущий всадник» до сих пор выпускается на заводе «Красный пролетарий» в Москве.

Про музыкальную паузу

24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» впервые появилась музыкальная пауза. Тогда на игровом столе под символом музыкальной паузы — скрипичным ключом лежала «визитная карточка» Дюка Эллингтона, запись которого звучала в передаче.
На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале становятся традиционными.
За историю игры «Что? Где? Когда?» правила, касающиеся музыкальной паузы, основательно менялись три раза.
Сначала время и место музыкальной паузы выбирал волчок, скрипичные ключи находились в секторах на игровом столе. Но это правило довольно часто давало «сбои» — волчок нередко выбирал две паузы подряд, а в первой игре 1986 года стрелка волчка указала на паузу три раза подряд при счете 0:0.

С октября 1986 года скрипичные ключи из игровых секторов исчезли. Право выбора времени и места музыкальной паузы перешло к капитану и ведущему игры. Музыкальную паузу можно было взять в любой момент между раундами, скрипичным ключом можно было закрыть любой из секторов, на который указала стрелка волчка.
Третье (и пока последнее) основательное изменение в правилах: время и место музыкальной паузы определяет ведущий игры.